Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Сайт "ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ"

http://персональныеданные.дети

Круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» - http://sledcom.ru/news/item/910257/.

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

Наши партнёры

 


Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Опубликовать в социальных сетях

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Сведения об образовательной организации

 Цель и задачи МБУ

Воспитание физически и психически здоровой, эмоционально-благополучной, социально-активной и интеллектуально развитой личности с высокой степенью адаптации в современном мире; обеспечение равных стартовых возможностей продолжения образования на школьной ступени для детей с нормальным развитием и особыми образовательными потребностями.

 
КОНТАКТЫ
34-33-05
34-96-82,36-68-99
34-16-16, 34-16-70
chgard139@edu.tgl.ru

Самарская область, Тольятти, Автозаводский р-н, Приморский б-р, 17 (корпус № 1), ул. Юбилейная, 71

(корпус № 2)

МЭРИЯ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Интернет-школа

Интернет-школа

О детских капризах

 

Седьмой год жизни ребенка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения, он начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая, с чем они связаны. В результате искренний, открытый ребенок становится молчаливым и замкнутым, он все больше отдаляется от родителей, а дальше это противоречие усугубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты. Постарайтесь уделить чуть больше внимания эмоциям ребенка. Попробуйте разобраться с причинами их появления, а также познакомиться  с различными эмоциями и с тем, как они проявляются. Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявить эмоции. А может быть и другая  ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что видит вокруг. Если мама с папой постоянно ссорятся, а ребенок только и слышит: «Отстань!», «Не мешай!», он, естественно, все это переживает внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Подумайте, в чем причина такой неуравновешенности? Может быть, нужно просто несколько изменить стиль отношений в вашей семье? В любом случае необходимо познакомить ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.

Как строить стиль своего поведения с вашим беспокойным ребенком:

  • Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно, а что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
  • Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ему, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
  • Помните, истерические приступы чаще всего связаны с желанием обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

Диагностика эмоционально-волевой готовности

        Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать условия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

         В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто — социально одобряемому) мотиву. Выполняя сложную и длительную деятельность, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. При поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям — отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки.

         В процессе использования  методик на определение волевой регуляции следует обращать внимание на ряд общих моментов:  

  • Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
  • Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
  • Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая  готовность – адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов.

     Волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.

     К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своих действий. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознаны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения, интересом ребенка к нему.

Объемные задания пугают ребенка, подавляют его, поэтому он часто теряет уверенность в себе, сомневается в возможности достижения положительного результата. Поэтому лучше, давая ребенку объемное задание, членить его на численно и содержательно обозримые этапы с промежуточным контролем и напоминанием о способах действия и конечной цели. Это повышает общую целенаправленность действий, формирует умение самостоятельно и последовательно контролировать себя.                                    

     Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. 

 

Как развивать зрительно-моторную координацию

 

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

  • Собирание пирамидок, матрешек,  мозаики;
  • Нанизывание колец на тесьму; рукоделие;
  • Работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины; сортировка монет;
  • Перебор крупы, работа со спичками; работа с бумагой;
  • Лепка (глины, пластилин, тесто); шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  • Завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
  • Игры с песком и водой; игры с конструктором, кубиками;
  • Рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками);
  • Обведение контура картинки; выписывание непрерывных волнистых линий.

Игры с предметами домашнего обихода.                                                                                

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п.                             В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: бусы, прищепки.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
    "У сосны, у пихты, елки

очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник". 

  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 
    "В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Зачем развивать зрительно-моторную координацию?

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.                                                              

     Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

             Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

             Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки, и зрение при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе).

                Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнением, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

              Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки (карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

              При выполнении графических,  заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не стоит переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.

Игры на развитие мышления

 

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, то есть все то,  чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как  обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному  признаку.

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков «Найди лишнее слово».

Читайте ребенку серию слов. Каждая серия стоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

1.СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

2.ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

3.ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША

4.МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ

5.ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА

6.ПЛАТЬЕ,  СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

7.ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА

8.МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ

9.БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА                                                                            

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков «Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.                                                                                                                                                                                                                                                                                Упражнение «Составь фигуру» направлено на развитие образного мышления, геометрических  представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.                                                                                                                        

А) Из представленных фигур ребенку предлагают отметить  две такие части, из которых можно составить «круг»                                                                                                                        

Б) Подобного вида задания можно разработать для любых фигур – треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.п.