Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Сайт "ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ"

http://персональныеданные.дети

Круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» - http://sledcom.ru/news/item/910257/.

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

Наши партнёры

 


Документальный фильм о простых учителях и воспитателях, чей ежедневный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь" >>>

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Опубликовать в социальных сетях

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Сведения об образовательной организации

 Цель и задачи МБУ

Воспитание физически и психически здоровой, эмоционально-благополучной, социально-активной и интеллектуально развитой личности с высокой степенью адаптации в современном мире; обеспечение равных стартовых возможностей продолжения образования на школьной ступени для детей с нормальным развитием и особыми образовательными потребностями.

 
КОНТАКТЫ
34-33-05
34-96-82,36-68-99
34-16-16, 34-16-70
chgard139@edu.tgl.ru

Самарская область, Тольятти, Автозаводский р-н, Приморский б-р, 17 (корпус № 1), ул. Юбилейная, 71

(корпус № 2)

Администрация г.о. Тольятти

 

"Особый ребенок"

Встреча № 7

 

Правила общения с ребёнком с нарушением внимания.

 

1. Прежде чем, поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.

2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.

3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.

4. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

5. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.

6. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.

7. Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.

8. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень (если ребёнок может читать).

9. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки.

10. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.

11. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.

12. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.         

 

Развитие детей с ЗПР

Игры в очереди

Вы стоите в очереди, ждете на прием к врачу, ждете, пока освободятся качели. А ваш ребенок с трудом выдерживает эти ожидания. Не беда! В такие моменты предложите малышу поиграть в спокойные интересные игры. Мы уверены, что совместное ожидание пролетит очень быстро для вас и вашего ребенка. Всегда будьте предусмотрительными: берите с собой сумку с различными предметами, которые можно использовать как игрушки. В этом случае любая вещь окажется полезной — маленький блокнот и цветные карандаши, спичечные коробки-машинки и хорошая книга.

Назови три. Предложите ребенку назвать три предмета из любой категории – животных, стран, телеканалов и т.д. Эта простая игра учит классифицировать предметы. Если вы играете вдвоем, называйте категорию по очереди, спрашивая друг друга.

Играем в животное. Предложите ребенку из любой геометрической фигуры сделать животное. Возьмите к примеру треугольник, нарисуйте этот треугольник большим и непременно в центре листа. Теперь понаблюдайте, как он будет «превращаться» в животное. Конечно, животное надо как-то назвать.

Камень, ножницы, бумага. Наверное, ваши бабушки и дедушки, а может быть, и их родители еще детьми играли в эту игру, тем не менее, она до сих пор популярна. Два человека находятся друг против друга. На счет «три» каждый моментально изображает одной рукой либо лист бумаги (ладонь плоская), либо ножницы (средний и указательный пальцы вытянуты в форме буквы V, как лезвия ножниц), либо камень (ладонь сжата в кулак). Поскольку ножницы режут бумагу, они одерживают над ней верх. Камень, который «разбивает» ножницы, побеждает их. Бумага покрывает камень и поэтому побеждает. Начинайте игру словами: «Камень, ножницы, бумага…», произнося их, как если бы вы считали один, два, три, и оба участника игры одновременно «выбрасывают» руки, подавая знак. Если игроки показали одинаковую фигуру— это означает «ничья». Первый, кто наберет десять очков, выигрывает партию.

Цветик – семицветик. Нарисуйте цветок с лепестками, разукрашивайте с малышом по принципу «продолжи ряд» (синий  - желтый – синий - желтый). Можно рисовать гусеницу, дом с этажами и т.д.

Общие черты. Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей у людей и предметов, окружающих вас. Игра должна проходить в форме беседы. Например, ваш ребенок замечает человека в очках, и каждый начинает считать, сколько людей вокруг носят очки. Можно искать людей в коричневых ботинках, блондинов, собак одной породы и т.д.

Находки в журнале. Даже если ваш ребенок еще не умеет читать, для занятий можно использовать любые журналы, которые окажутся под рукой. Предложите ему посчитать, сколько на страницах журнала изображений цветов, машин, домов и т. д. Или возьмите два журнала и посоревнуйтесь, кто быстрее обнаружит в них один и тот же предмет. Только помните, основная цель занятия — отвлечь ребенка, а не выиграть игру. После того как вы найдете этот предмет, можно посчитать, сколько в журнале всего таких же предметов.

Подготовила педагог-психолог С.А. Евсеева                                

Развитие детей с ЗПР

 

Игры с пуговицами

В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.

  1. Положите пуговицы в баночку, коробочку. Просто разрешите малышу опустить туда ручки и трогать пуговицы, перебирать пальчиками.
  2. Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.
  3. Высыпьте пуговицы на пол. Предложите малышу отыскать одинаковые пуговицы.
  4. Перекладывайте пуговицы по одной из одной коробочки в другую. Рассматривайте каждую пуговку, при этом называйте ее размер, цвет, количество дырочек.
  5. Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.
  6. Разложите с малышом пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.
  7. Внимательно рассмотрите все ваши пуговицы. Отыщите в вашей коллекции самую маленькую и самую большую пуговицы.
  8. Разложите пуговицы по кучкам: одна – пуговицы с двумя дырочками, вторая – пуговицы – с четырьмя дырочками, третья – пуговицы с хвостиком.
  9. Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
  10. Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок на против каждой выложит такое же количество пуговиц.
  11. Рисуем пуговицами картины.
  12. Играем с машинками. Так как наш сын любит играть с машинками, то мы выкладываем из пуговиц дорожку, по которой машина должна ехать. В кузов грузим пуговицы и перевозим «из пункта А в пункт Б».

Подготовила педагог-психолог С.А. Евсеева  

Развитие детей с ЗПР

Игры на кухне

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как он бежит следом. Или тянет маму в комнату, чтобы там играть вместе. Знакомая история? Чем же можно увлечь малыша? Тем более Ваш малыш особенный… Для этого существует множество интересных игр на кухне, которые сделают процесс приготовления пищи – увлекательным, полезным и веселым занятием для вас двоих.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

Говорим. Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в названии блюд должен быть звук «c». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.  Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «ч» (чашки, чайник), звук «л» (ложки, вилки, салатник) и т.д.    Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «p». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкуснoe» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Лепим из теста, формочками для печенья вырезаем различные фигурки. Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать пироги», но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Вы ели когда-нибудь «настоящий» грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

Рисуем. Рисовать можно всем, что есть в вашем доме: вареньем, вареной свеклой, тыквой, морковью. При случае и попробовать не страшно. Можно макать пальчик в варенье и проводить им по тарелке. Или использовать ватные палочки, губку.

Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

Мамин помощник. Поручайте малышу некоторые дела: почистить вареные яйца, картошку в мундире, посыпать салат тертым сыром, украсить блюдо зеленью. Сервируйте стол вместе с ребенком – подавайте ему тарелку и говорите, что эту мы ставим папе, следующую маме и т.д. Так и с ложками, чашками. Говорите: «Вилку кладем справа от тарелки, т.к. мы кушаем правой рукой.» Спрашивайте совет ребенка: «Как ты думаешь, куда мы положим салфетку?» После еды поручайте малышу стирать со стола (по методике Монтессори).

Считаем. Считать можно абсолютно все: яблоки в вазе, картошку в тарелке. Давайте небольшие поручения ребенку: принеси 2 яблока, отсчитай 3 морковки. А чего у нас больше, чего меньше.

Выкладываем геометрические фигуры из палочек, конфет, в общем, из всего, что у вас есть.

Нарезаем овощи, фрукты детским пластмассовым ножичком. Выкладываем разные картинки – снеговика, транспорт.

На ощупь. Положите в пакет различные овощи, фрукты. Пусть ребенок засунет ручку в пакет и на ощупь угадает, что это.

Для развития памяти. Положите несколько предметов, пусть малыш посмотрит на них, назовет их. Теперь убираем один, смотрим, чего нет, что изменилось.

Катаем по столу орехи, бутылки пластиковые.

Сюрприз. Прячем что-либо. Пусть ребенок найдет этот предмет. Говорите «холодно, теплее, горячо».

Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, используйте свой шанс приятно и с пользой провести время на кухне и  ваш ребенок приобретёт полезные знания, умения и навыки. Желаем успехов!

 

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 

Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребёнка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую – либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребёнку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издёрганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребёнок о своей болезни, напрасны. Дети с ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви – жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребёнка, просто потому, что ребёнок есть, такой – какой есть. Дети, о которых идёт речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Постоянно держать его под стеклянным колпаком не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нём самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребёнка думать не только о себе, то судьба его сложиться гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия – нередкий спутник родителей ребёнка с ОВЗ. Механизмом запуска для неё может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадёжность, невнимание близких и друзей в тяжёлое время, и отчаяние в глазах ребёнка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужнысильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребёнком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесёт пользы ни ребёнку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку!

Педагог-психолог С.А. Евсеева

 

 Роль семьи в социализации  ребенка с отклонениями в развитии

Известно, что самым мощным фактором становления личности ребенка, его «Я» являются взаимоотношения в семье и именно семья в течение первых 6-7 лет жизни ребенка формирует основы будущей личности.

От того, как складываются отношения в семье, зависит и процесс социализации ребенка. Социализация-это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающейся в ней необходимыми и желательными.

Семья является наиболее значительной частью мира ребенка, она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации. Отношение ребенка к самому себе зависит от того, каково будет отношение к нему со стороны матери, отца, братьев и сестер. Мера самоуважения и самопринятия находится в тесной связи с самооценкой ребенка. По данным психологов формирование у ребенка высокой самооценки связано прежде всего с эмоциональным принятием его со стороны матери. Однако избыточная любовь и сверхзаботливое поведение родителей приводит к неврозам детей, их низкой устойчивости  к трудностям, неудачам.

Наиболее остро проблема влияния семьи на развитие ребенка стоит в семьях,  имеющих детей с задержкой развития. Состояния, относимые к ЗПР (задержка психического развития), характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности и имеют тенденцию к компенсации (восстановлению, замещению) и обратному развитию.

В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы и длительные неблагоприятные условия воспитания. Так, в условиях  гипоопеки («гипо» - мало, недостаточно), безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки («гипер» - много; чересчур) психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических («эго» - Я) установок, неспособности к волевому усилию, труду.

В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость, грубая авторитарность (от слова «авторитет»), нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР проявляется в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости.

Важнейший аспект семейной жизни-взаимоотношения братьев и сестер, один из которых имеет задержку в развитии. Проблема усугубляется тем, что перед родителями встает еще одна очень важная задача-установление теплых отношений между братьями (сестрами); помощь в адекватном (правильном, понимающим) восприятии брата (сестры), имеющего отклонения в развитии, помощи родителям по уходу за ним, принимали активное участие  в социализации (см. термин ранее) последнего.

Что должны знать родители, если у ребенка проблемы со здоровьем или психологические трудности? Только эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители с большей чуткостью и вниманием реагируют на проявление ребенком своих потребностей. В отношениях со своими детьми они проявляют теплоту, принятие и отзывчивость. На взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обобщенные представления о других людях. Обращая внимание детей на чувства и мотивы других людей, поощряя их размышления над собственным поведением и эмоциями, родители тем самым способствуют развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности.

Облегчают адаптацию к родительской роли и отношения между супругами. Воспитывая ребенка с задержкой в развитии, супружеские отношения рассматриваются как основной источник когнитивного (познавательного), эмоционального (чувственного), социального (общественного) развития ребенка. Взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный стресс, неизбежно возникающий в подобной жизненной ситуации, личная поддержка повышает настроение и, таким образом. Дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, беря на себя часть забот; обсуждая своих детей, родители приходят на их счет к общему решению.

Существенным образом на родительское поведение влияет и социальная поддержка родственников и друзей, так необходимая семьям, воспитывающих детей с задержкой в развитии. У родителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях; родители, не имеющие достаточной поддержки, в отношениях со своими детьми чаще используют ограничения и наказания. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии детей и без того имеющих отклонения в развитии.

Таким образом: семья - мощный агент, значимая часть мира и жизни ребенка.

Стоит задуматься…

 Учитель-дефектолог МБУ д/с 139: Кукарина С.В.