Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Сайт "ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ"

http://персональныеданные.дети

Круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» - http://sledcom.ru/news/item/910257/.

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

Наши партнёры

 


Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Опубликовать в социальных сетях

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Сведения об образовательной организации

 Цель и задачи МБУ

Воспитание физически и психически здоровой, эмоционально-благополучной, социально-активной и интеллектуально развитой личности с высокой степенью адаптации в современном мире; обеспечение равных стартовых возможностей продолжения образования на школьной ступени для детей с нормальным развитием и особыми образовательными потребностями.

 
КОНТАКТЫ
34-33-05
34-96-82,36-68-99
34-16-16, 34-16-70
chgard139@edu.tgl.ru

Самарская область, Тольятти, Автозаводский р-н, Приморский б-р, 17 (корпус № 1), ул. Юбилейная, 71

(корпус № 2)

МЭРИЯ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Рекомендации дефектолога

Рекомендации учителя-дефектолога

 

 30 ОБЕЩАНИЙ (себе и ребёнку).

 

Подготовила учитель-дефектолог

Фадеева Евгения Александровна.

Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами  - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему  (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.

1.      Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.

2.      Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.

3.      Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.

4.      Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.

5.      Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.

6.      Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.

7.      В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.

8.      Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.

9.      Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.

10.  Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.

11.  Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.

12.  Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!

13.  На ночь вместо криков «Спать!» в стиле раннего Кашпировского приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.

14.  На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.

15.  Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.

16.  Будем вместе рисовать красками,  и показывать рисунки папе.

17.  Начнём закалять детёныша.

18.  Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.

19.  Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.

20.  Научимся терпеливо слушать своего малыша.

21.  Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.

22.   Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!

23.  Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!

24.  Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.

25.  Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».

26.  Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.

27.  Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.

28.  Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.

29.  Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.

30.  И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!

Рекомендации дефектолога

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 5 РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

 

Подготовила учитель-дефектолог

Фадеева Евгения Александровна.

  1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
  • Слушайте его;
  • Проводите с ним как можно больше времени;
  • Делитесь с ним своим опытом;
  • Рассказывайте ему о своём детстве, победах и неудачах;
  1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под влиянием стресса и вас легко вывести из равновесия:
  • Отложите или отмените совместные дела с ребёнком;
  • Старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
  • Выйдите из комнаты, в которой находится ребёнок;
  1. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
  • Примите тёплую ванну или душ;
  • Сделайте массаж;
  • Выпейте чай;
  • Позвоните друзьям;
  • Потанцуйте под громкую музыку;
  • Расслабьтесь на диване;
  • Спойте что-нибудь;
  • Найдите свой способ.
  1. Старайтесь по возможности предвидеть и предотвращать возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
  • Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которые вам очень дороги;
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия;
  • Учитесь предчувствовать наступление срыва.
  1. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
  • Изучите силы и возможности своего ребёнка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли концентрировать внимание);
  • Если вам предстоит визит к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации помогут Вам.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

 

   Подготовила учитель-дефектолог:

                                  Фадеева Евгения Александровна 

Очень часто родители жалуются на своих детей и недовольны ими, особенно часто это происходит, когда ребёнок достигает кризисного возраста, и в нём заостряются некоторые черты характера, проявляется бунтарство и протест против родителей, детского сада, школы или всего мира в целом.

Типологию поведения ребёнка можно прогнозировать заранее в зависимости тостиля воспитания, который применяют родители. Можно даже предположить какой тип личности будет у ребёнка, когда он вырастет.

Прочитав характеристику стилей семейного воспитания, вы сможете спрогнозировать, что за человека вы воспитаете из вашего ребёнка. Если окажется, что итоги вовсе не те, которые вы хотите, то ответ один – меняйте тактику взаимоотношений с ребёнком.

Первый вариант семейного воспитания, когда родители в общении с ребёнком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды.

Пытаясь воспитать практический подход к жизни (получение выгоды, как один из принципов), родители тем самым стимулируют подхалимство и угодничество, то есть такой тип поведения ребёнок и в будущем будет считать нормой. Что касается свободы, то ему предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Однако, что касается взрослых мероприятий, то ребёнок привлекается к ним вне зависимости, хочет он того, или нет. Одновременно с этим родители проявляют безразличие (в силу занятости или просто не придают значения) к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны на «самотёк», они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребёнка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а так же на разработку способов «выкрутиться» из ситуации и уйти от ответственности.

Если рассматривать воспитание ценностных ориентаций, то опять же проявляются две стороны, одна из которых – это разрешение действовать, когда вздумается или когда выгоднее. С другой стороны требуется соблюдение правил приличия и норм поведения в обществе, причём эти норы не объясняются, а выучиваются наизусть.

Необходимым элементом воспитания является поощрение и наказание за поступки и намерения. В этом варианте воспитания проявляется непоследовательность – одновременно родители могут и наказывать и поощрять, причём меры они не знают ни в том, ни в другом. Часто решения принимаются сиюминутные (без раздумываний о последствиях) в зависимости от ситуации.

В отношениях с окружающими родители проявляют двуличность: в присутствии ребёнка говорят о человеке хорошо, а за глаза плохо. Пытаются из отношений извлечь личную выгоду, не пренебрегают подкупом или обманом, и этому же учат ребёнка.

При такой системе попустительского воспитания вырастает человек, который будет притираться ко всем и ко всему, подчиняясь большинству. Такие люди составляют «серую массу» людей, имеют банальное мышление, довольствуясь благами цивилизации, и живут обыденной жизнью, как все.

 

Второй тип воспитания (состязательный) имеет своей основою безумную любовь родителей к своему ребёнку, при этом он возносится до ранга суперличности.

С ранних лет ребёнка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание, родители уделяют внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах. Общаясь с ребёнком как с взрослым, предъявляют к нему такие же требования, забывая, что это ещё ребёнок. Родители всегда следят за интеллектуальным развитием ребёнка и приучают демонстрировать свой интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися.

К сожалению ребенка, часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями при неудачах. Такие родители не учат ребёнка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоёвывать и никогда не сдавать.

При таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребёнок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя в нём комфортно там. За невыполнение норм поведения родители, несмотря на всю любовь, наказывают очень строго, хотя в основном при воспитании используют поощрительные меры.

В семье родителей делят на полезных и бесполезных, приравнивая их к средствам достижения цели. Но боже упаси кому – то обидеть их ребёнка – родители всегда вступают в конфликт с обидчиком, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, при этом они ещё будут требовать возмещение вреда.

Результатом такого стиля воспитания является человек с доминирующим типом личности. Родители могут не удивляться, что их взрослый ребёнок будет периодически отвечать им чёрной неблагодарной неблагодарностью на их любовь и опеку, ведь они сами его приучили пользоваться людьми.

 

Третий стиль воспитания (рассудительный) – включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми.

Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем.

Ребёнку предоставляется полная свобода действий, уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личностный опыт.

Если ребёнок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его поддерживают, отвечая на все волнующие вопросы, а не одёргивают. Вообще родители склонны беседовать с ребёнком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяют все главные потребности ребёнка, но не балуют его.

Что касается поведения и поступков ребёнка, то все его поступки родители обсуждают, чтобы понять мотивы и чтобы ребёнок смог сделать выводы, а не наказывать его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинить вреда другим, так как у них в определённой степени сформированы нравственные качества личности. Понятно, что в такой семье никакие меры наказания не применяются, однако и стимуляции активности тоже нет, так как родители считают это естественной потребностью любого человека, вообще никак не поощрять ребёнка за то, что он и так делает с удовольствием.

Из такой семьи вырастают люди достаточно общительные, однако, не любящие шумных компаний, и привязанные к родителям. Они болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес. Это вдумчивые и рассудительные люди, но, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать место под солнцем.

 

Существует четвёртый тип семейного воспитания, при котором родители проявляют полную покорность своему ребёнку и выполняют все его пожелания, боясь, что он начнёт капризничать.

Для ребёнка готовы на всё и просто не чают в нём души, при этом очень беспокоятся за его судьбу, поэтому и не спускают с него глаз вплоть до подросткового возраста.

Ребёнку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая его в зрителя. Сами же всячески развлекают и балуют его. Как следствие недостаточной самостоятельности у ребёнка наблюдается задержка развития абстрактного мышления, сохраняется потребность в действии с предметами, что влияет на общее развитие ребёнка, требующей общей коррекции.

Родители воспитывают ребёнка в рамках полной вседозволенности, поэтому он безразличен к принципам нравственности и морали. Характерным является поведение в зависимости от группы, в которой находится в данный момент, и ситуативная мораль. В общем, ребёнок имеет эгоистическую мораль, которая дальше будет в нём всё укореняться. Понятно, что наказание в такой семье за поступок отсутствует, каким бы он не был. Наоборот, родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую-то потребность. Ребёнок, в дальнейшем, повзрослев, будет спекулировать этим, манипулируя родителями.

В плане общения с окружающими людьми, родители склонны общаться только с теми, кто может быть чем-то полезен. Ребёнку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать всю систему взаимоотношений с окружающими.

Как последствие такого стиля воспитания, у человека формируется инфантильный тип личности. Такой человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. Это эгоистичный человек без особых принципов и морали. В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляет незрелость эмоций.

 

Контролирующий стиль воспитания – подразумевает постоянное направление ребёнка по правильному пути, по мнению родителей.

В общении с ребёнком проявляют жёсткость, не проявляя любовь (чтобы не избаловать), требуют многое, завышая планку.

Не имея элементарных знаний о детской психике, такие родители практикуют различные воспитательные системы, а ребёнок выступает в роли подопытного кролика.

Свобода детей из таких семей ограничивается, при этом выход за рамки предписаний строго контролируется родителями.

Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей в некоторых вопросах. Например, в выполнении режима дня. В результате у детей развивается суетное мышление, они быстро схватывают информацию, хорошо её запоминают, а вот воспроизводят плохо, так как боятся ошибиться и быть наказанными за это. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты.

Постоянно пытаясь уличить своего ребёнка в неблаговидных поступках, родители формируют в нём неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезвычайно обеспокоены правильностью его развития. В конечном итоге дети просто не понимают как нужно себя вести, поскольку родители недовольны в любом случае. Тогда все поступки носят защитную окраску.

Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою жестокость по отношению к ребёнку склонны оправдывать. Получается, что родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения.

Почему-то такие люди считают, что ребёнок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто неправильно ведёт себя по отношению к их ребёнку.

Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность. Не позавидуешь таким людям, поскольку возникает вопрос: «А умеют ли они вообще жить полноценной жизнью и радоваться ей?»

 

Последний стиль семейного воспитания, который встречается довольно часто. В этом варианте ребёнка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребёнка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребёнок впитывает образцы семейного поведения. Характерным является то, что ребёнок предоставлен сам себе, потому что родители всегда заняты, потому то и игры у ребёнка это имитация взрослой деятельности. Да и игрушек у ребёнка мало. Дети постоянно стремятся помочь родителям и не развиваются творчески. Вследствие того, что с малых лет ребёнок наблюдает за окружающим, то у него проявляется высокая организованность как в физической, так и в умственной деятельности. Склонен осмысливать всё самостоятельно.

Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить и раскритиковать, больше стремясь показать пример своим поведением. Поэтому ни наказания, ни поощрения не применяются. Если родители имеют свободное время, то они уделяют его ребёнку, но потребности удовлетворяют исходя из своих возможностей.

Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считаются самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен.

В такой семье вырастают дети с интровертным типом личности. А это значит, что они живут в своём мире, куда пускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, про которых точно ничего сказать нельзя, кроме того, что это человек «сам себе на уме».

В чистом виде описанные стили воспитания встречаются не так часто, но и не так часто, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда хорошо видны последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки – всё что есть в человеке, закладывается родителями на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами мотивами. И не надо задавать вопрос: «И в кого же ты такой пошёл?», поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе отчет в этом… 

И. В. Гуреева Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя?»

Детские капризы.

Детские капризы – это послания ребёнка. Послания маленькой личности окружающим людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребёнком, значит игнорировать значительную часть его действительных потребностей.

Как же читать эти послания?

Иногда их текст прозрачен и легко читается. Достаточно такого капризничающего ребёнка уложить спать, и всё будет хорошо! Послание прочитано, потребность удовлетворена! Но далеко не всегда всё так просто.

Причиной детской капризности может быть:

1.Хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Ребёнок будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений в поведении. Это будет поведение протестное или не последовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное. Поэтому в ближайшие часы внимательно проследите за состоянием его здоровья.

Если ребёнок болен хронически и часто испытывает физический дискомфорт, то во избежание развитий патологий характера следует компенсировать это большим (по сравнению с обычным ребёнком) количеством впечатлений позитивного, развлекательного характера.

2.Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушений воспитания в семье.

В этом случае послание ребёнка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по – другому!»   Наиболее распространёнными типами нарушения воспитания являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный).

Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка – позволяет абсолютно всё).

Гипрепротекция приводит к тому, что ребёнок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввеститакого ребёнка «в рамки» приводит к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем ещё более усугубляют ситуацию.

Гипопротекция в своей крайней форме ведёт к истощению своих адаптационных резервов. Ребёнок, которому всё запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим всё к тому же протестному, капризному поведению, которое ещё больше раздражает родителей. Родители запрещают ребёнку капризничать, он протестует против запрещения протеста – и этот замкнутый круг может вертеться годами.

Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребёнком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

3.Иногда капризы ребёнка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии.

В данном случае капризы – это послания ребёнка, переводятся однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой».

4.Иногда за капризы принимают что–то другое. Например, вполне закономерное исследование реакций родителей , которое ребёнок предпринимает обычно на третьем году жизни: «Нельзя сюда ходить?А я пойду… И что она сделает? Кричит… А я опять пойду. И что тогда будет? Ага, тащит. А я вырвусь и опять пойду… Ой-ой-ой! Кажется, хватит…» И так множество раз в течении дня, по самым разным поводам. Ужасно утомительно. Но это не капризы. Это – исследование. И если вы будете тверды и последовательны, то довольно быстро ребёнок поймет, что можно делать, а что нет.

5.Классической подменой капризов – является игнорирование родителями требований ребёнка по предоставлению личной самостоятельности. Известное многим родителям «Я сам!» При попытке исправить ситуацию – злится, кричит. Это тоже не капризы. В этих случаях сначала имеет смысл похвалить ребёнка за стремление ребёнка к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей завершенности необходимо сделать ещё то-то и то-то. В данном случае дети требуют признания их попыток к самостоятельности.

 

Что делать родителям, когда ребёнок капризничает?

  1. Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать «послание» ребёнка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей капризности.

Не относитесь к капризам ребёнка как к очередной попытке помучить вас.

  1. Прочитав «послание», внятно сообщите ребёнку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу. Если ничего не собираетесь предпринять, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину.
  2. Никогда не возражайте ребёнку, если он говорит о своём состоянии. Он лучше знает, что он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей, иначе в дальнейшем, уж подросший ребёнок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «Что я чувствую?» Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребёнка.
  3. Учите ребёнка выражать свои чувства словами, а не капризами.
  4. Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребёнком.
  5. Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребёнку одним и тем же членом семьи, вне зависимости от настроения и сложившихся обстоятельств. Если вы что-то запретили ребёнку, то пусть это будет «нельзя».

Как реагировать на истерику ребёнка?

(из книги Б. Спока «Ребёнок и уход за ним»)

-    Попытайтесь разобраться, в чём причина истерики. Может быть, ребёнок устал или плохо себя чувствует.

-  Иногда истерика – это единственный известный ребёнку способ сообщить о своей проблеме и снять напряжение.

-    Реагируйте на детские капризы спокойно, потому что они случаются со всеми детьми без исключения, а ваш гнев только усложнит и без того сложную ситуацию.

-   Будьте всегда последовательны: нельзя – значит нельзя. Это научит ребёнка самому важному: он не сможет получить то, что хочет, путём закатывания скандала.

-    Постарайтесь отвлечь ребёнка. Для этой цели подойдёт всё что угодно: мультфильм, детская книжка, игрушка.

-  Не спорьте с ребёнком, который в разгар истерики всё равно ничего не понимает, а когда он успокоится, попробуйте серьёзно поговорить с ним о случившимся, объясните, что вам не приятно такое поведение и никаких положительных результатов оно не принесёт.

Простого и единого для всех случаев рецепта, как заставить ребёнка слушаться, нет – ведь многое зависит и от характера ребёнка, и от характера взрослых, которые общаются с ним, и от конкретной ситуации, и от того, в чём заключается требование, предъявляемое ребёнку.

Вот несколько советов:

-    Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже и на выспрашивание.

-      Распоряжение должно быть посильным для ребёнка, не должно требовать от него слишком больших усилий.

-      Распоряжение должно быть разумным, т. Е. не противоречить здравому смыслу.

-       Оно не должно противоречить распоряжению, данному ранее кем – то из родителей, бабушкой, дедушкой.

 

 

Из книги И. В. Гуреевой

«Как объяснить ребёнку, что такое «нельзя»?

 

Подготовила: учитель-дефектолог Фадеева Е.А.

ЭТО ГРОЗНОЕ СЛОВО « НЕЛЬЗЯ»!!!

 

«Возьмите чашу терпения,

наполните её до краёв

полным сердцем любви,

бросьте две пригоршни щедрости,

плесните туда же юмора,

посыпьте добротой,

добавьте как можно больше веры,

хорошо всё это перемешайте и

дарите своему ребёнку»

 

Почти всегда обращаясь к ребёнку, взрослый начинает свою речь со слова «нельзя». Нельзя того, нельзя этого, нельзя ещё, нельзя уже…

Оказывается, даже впервые произнесённое слово «нельзя», рождает в душе малыша протест, или просто негативные эмоции. Родители, даже не задумываясь об этом произносят слово «Нельзя»! в категоричном, порой угрожающем тоне, что и рождает в душе ребёнка протест и бунт.

Значит ли это, что это «неприятное» слово должно навсегда исчезнуть из родительского лексикона?

Серьёзное слово «нельзя» требует весьма бережного с собой обращения. Если вы на каждом шагу будете говорить ребёнку «нельзя», он со временем вообще перестанет реагировать на это слово. Вторая опасность постоянного упоминания слова «нельзя» - ребёнок может вырасти закомплексованным, неуверенным в себе человеком.

Но если вы и сказали «нельзя», ребёнок должен совершенно точно понять – нельзя. Если вы будете просто говорить «нельзя» и тут же забывать о нём, и о том, что запретили – малыш не в силах побороть искушение и не будет воспринимать слово «нельзя» как запретное. Если случится такое не один раз, то возможно ребёнок не будет воспринимать слово «нельзя». Слово нельзя должно произноситься редко и негромко.

Всё, что ребёнку действительно нельзя позволить, что представляет для него опасность, просто должно быть ему недоступно и тогда не будет возникать нужда в запрещающих словах.

Есть одно простое правило – если ребёнку сказано «нельзя», тут же должно быть объяснено – почему.

Кричать через всю комнату: «Нельзя!» - не поможет. Дети любят испытывать характер взрослого и упрямиться. Таким образом, они проверяют, точно это нельзя, или всё-таки можно, если настоять на своём. Искоса они будут смотреть, сердится ли мама. Не сердитесь, не спорьте, не грозите взглядом. От этого ребёнок станет ещё упрямее. Не ругайте. Не бейте его по рукам. Это не поможет. Так он не сможет отвлечься, а будет продолжать делать назло вам.

Когда приучаешь ребёнка к слову «нельзя», необходимо, чтобы бабушки и дедушки были заодно с вами, иначе ребёнок не будет понимать, почему у мамы «нельзя», а у бабушки и дедушки «можно». В требованиях родителей тоже должна быть одна линия запретов и разрешений, иначе спустя некоторое время ребёнок станет просто неуправляемым.

Если ребёнок при слове «нельзя» впадает в истерику, падает на пол и начинает кричать, то дома лучше будет выйти из комнаты, ничего не говоря. В общественном же месте возьмите его на руки и без разговоров несите домой, сказав ребёнку: «Я знаю, что ты сердишься. Но раз мама сказала «нет», значит «нет» или если «надо» - значит надо»! Ругать его бесполезно, идти на уступки – значит показывать нетвёрдость своего характера. Пусть даже ребёнок визжит и брыкается, но он будет понимать, что его мама непреклонна, и вскоре он успокоится. Запреты должны быть обязательно, но должны быть чёткими и продуманными, их не должно быть много, так как тогда у ребёнка возникнет ощущение протеста. Не нужно совсем отказываться от запретов и ограничений. Без нормальных границ ребёнку будет очень сложно расти и развиваться. Вне семьи (в детсаду, школе) ребёнку обязательно объяснят, чего нельзя делать. Представьте малыша, которому до этого времени всё разрешали, и вот теперь оказывается, что всё на самом деле не так. У ребёнка будет стресс, эмоциональный шок. Поэтому правила и запреты должны вводиться в семье постепенно. Запретов должно быть мало, но если вы что-то запретили, помните об этом! Не может быть ничего хуже в воспитании ребёнка, чем сначала что-то ему запретить, а потом через некоторое время разрешить! Вы должны чётко знать, что действительно нельзя делать ребёнку и что вполне можно разрешить.

Существует несколько правил, которые заставляют работать слово «нельзя».

  1. Дети воспринимают слова более буквально, нежели взрослые. Они более чутко реагируют на невербальную речь, т. Е. мамины жесты, мимику, интонации. Поэтому у слов – запретов должна быть соответствующая интонация и жесты.
  2. Ребёнок не может постоянно помнить, что можно, а что нельзя, поэтому родители должны облегчить эту задачу для малыша. Во-первых, запрет не должен противоречить другим запретам. Во – вторых запрет не должен противоречить здравому смыслу.
  3. Запрет должен быть полностью понятен малышу. Родители объясняйте детям причину запрета.
  4. В запретах должна быть строгая последовательность. Нельзя ребёнку запрещать всё подряд – ребёнок будет чувствовать себя ущемлённым. Запреты не стоит отменять, если ребёнок ведёт себя хорошо или у родителей хорошее настроение.
  5. В воспитании очень важно, чтобы родители были солидарны друг с другом. Папины и мамины действия должны быть полностью согласованы. Дело в том, что если один из родителей что-то разрешает, а другой запрещает это, то ребёнок будет относиться намного лучше к тому, кто разрешает, а другого родителя будет считать в некоторой степени «диктатором».
  6. Запреты часто сопровождаются детским гневом и раздражительностью. Лучше не злиться на малыша, а дать ему возможность выпустить «пар». Главное при этом вести себя с ним, как обычно. Если ребёнок очень расстроен, его лучше утешить и приласкать.
  7. Запрещая ребёнку что-то, родителям, прежде всего, следует понять, почему он совершил то или иное действие. Возможно, ему было скучно или же просто хотелось привлечь родительское внимание.

Все мы, воспитывая детей, рано или поздно сталкиваемся с тем, что приходиться детям отказывать, запрещать, не давать что-то делать. Очевидно, чем реже мы что-то запрещаем, особенно, в резкой и категоричной форме, тем внимательнее дети относятся к настоящим запретам. Запрещать, так же как и наказывать (если вам придется наказывать) можно только со спокойным сердцем. Любое раздражение или злость в тоне или в голосе родителя играет роль шумовой помехи и мешает ребёнку воспринимать суть запрета.

Постарайтесь свести к минимуму все лишние запреты. Обязательно объясняйте ребёнку свои запреты. На одно нельзя должно быть десять можно. Необходимо, чтобы ребёнок знал, что можно и эти «можно» были ему так же интересны. Попробуйте заинтересовать ребёнка, перенаправить его внимание. Тогда ему с вашими «нельзя» будет легче смириться.

 

Учитель-дефектолог Е.А. Фадеева

Развитие памяти дошкольника

 

Нередко родители и педагоги разви­вают у детей лишь механическую память: выучи наизусть стишок или песенку, не слишком задумываясь об их смысле, запомни цепочку никак не связан­ных друг с другом слов, вспомни, что было нарисовано на картинке...

Освоивший эту нехитрую науку малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм­мой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация требует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, ребенок те­ряется. И в средней школе, где одной лишь механической памяти недостаточно, вче­рашний отличник нередко пасует.

В чем же дело? Вся беда в том, что у не­го не развита ассоциативная память: умение не просто автоматически запоминать те или иные факты, но и образовывать многочис­ленные и разнородные связи между ними.

Поэтому уже с самого раннего детства можно и нужно начинать развивать у малы­ша ассоциативную память. Веселые и не­сложные на первый взгляд игры активизи­руют одновременно несколько каналов вос­приятия: зрение, слух, осязание.

Для занятий вам понадобятся дощечки с разной шероховатостью. Сделать их не сложно. Потребуются картон, мех, лоскутки ткани, тонкая веревка и другие подручные материалы. Дощечек с различными поверх­ностями может быть несколько: от пяти до десяти и более. На обратной стороне должен быть написан порядковый номер и нарисо­вано соответствующее число кружочков.

Сначала предложите ребенку ощупать и охарактеризовать каждую поверхность, подобрав при этом как можно больше опре­делений-прилагательных. Затем дощечки уберите и попросите вспомнить последова­тельность их расположения, основываясь на тактильных ощущениях.

Если у крохи возникнут затруднения, повторите игру, но на этот раз, когда малыш будет ощупывать дощечку, спросите, на что она похожа? Дощечка с мехом может на­помнить котенка, шубу и даже газон с моло­дой травкой.

Следующий этап работы - соотнесение тактильных ощущений с изображенными на картинках предметами. Дощечки расклады­ваются в определенном порядке, а над ни­ми - картинки с изображениями различных предметов. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, малыш устанавливает ассоциатив­ные связи.

Например: картинка с изображением лисы, а под ней - дощечка с наклеенным мехом; картинка с изображением зеркала, а под ней - дощечка с наклеенной фольгой и т.д. Ребенок ощупывает дощечки и разгля­дывает картинки, стараясь запомнить их. За­тем картинки убираются и малыш должен вспомнить, какая картинка была над той или иной дощечкой. В работу включаются так­тильные ощущения: лиса такая же пушистая, как кусочек меха на дощечке; фольга такая же скользкая и гладкая, как зеркальная по­верхность и т.д.

Далее задания усложняются. Картинки по ассоциациям меньше связаны с дощечка­ми, поэтому чтобы соотнести их и таким об­разом запомнить, придется подключить во­ображение.

Например, картинка с изображением капли, а под ней - дощечка с наклеенной тканью. Необходимо придумать сюжет. Один из вариантов: «Мама выжимает мок­рую тряпку, и с нее падает большая капля». Представив себе этот образ, ребенок легко вспоминает картинку, которая была над данной дощечкой. Постепенно картинки вы­ключаются из работы. Малыш должен на­учиться на слух запоминать слова, ощупы­вая при этом дощечки. На одно слово соот­ветственно одна дощечка. Одновременно с этим ребенок устанавливает ассоциативные связи между словом и дощечкой. Затем он должен вспомнить слово, опираясь на так­тильные ощущения.

Следующий этап еще более сложный. Подключается тактильная память, сформи­рованная на предыдущих занятиях. Ребенок смотрит на картинку и вспоминает ощуще­ния, которые возникали у него при ощупы­вании дощечек.

Таким образом дети запоминают до­вольно длинный ряд слов, не связанных между собой по смыслу. При этом у них ак­тивизируется внимание и развивается сло­весно-логическое мышление. Ассоциатив­ные связи помогают вспомнить и восстано­вить цепочку слов, обогатить словарный за­пас, наполнить речь прилагательными.

ИГРА 1

Разложите дощечки по порядку от пер­вой до шестой номером вниз.

Дощечка №1

На нее наклеен кусочек натурального или искусственного меха.

Дощечка №2

На нее наклеена наждачная бумага.

Дощечка №3

На нее наклеена ткань типа байки или фланели.

Дощечка №4

На нее накапали расплавленный воск, который, застыв, образовал объемные капли.

Дощечка №5

На нее наклеены спички или маленькие палочки.

Дощечка №6

На нее наклеена фольга, целлофан или клеенка, главное, чтобы поверхность бы­ла гладкой.

 

Эти дощечки используются во всех играх.

Игра № 1

1.Малыш закрывает глаза и тщательно, неторопясь, ощупывает поверхность каж­дой дощечки, стараясь запомнить, каковы они на ощупь и в каком порядке лежат.

2.Тщательно перемешайте дощечки и пред­ложите ребенку, не открывая глаз, разло­жить их в прежнем порядке.

3.Вместе проверьте, правильно ли выпол­нено задание. Для этого дощечки нужноперевернуть номером вверх.

Игра N2

1.Предложите малышу взять дощечку №1,закрыть глаза и потрогать ее.

2.А теперь пусть он скажет, что ему напоми­нает эта дощечка, какая она. То же самое проделайте с остальными дощечками.

Игра№3

Давайте ребенку дощечки по одной и предлагайте ощупать их и нарисовать пред­меты, на которые они похожи. Для каждого рисунка берите отдельный лист бумаги.

Например:

дощечка №1 - кошка, шубка, травка-дощечка №2 - дорога, камень... дощечка №3 - платье, кофта, плюшевый мишка...

дощечка №4 - кочки, капли варенья, дождик...

дощечка №5 - забор, рельсы, шпалы... дощечка №6 - зеркало, ледяная горка, окно...

Игра №4

Повторите игру №1. Сравните результа­ты. Время от времени возвращайтесь к этой игре

Игра №5

1. Раскладывайте перед малышом по поряд­ку дощечки, а над ними - картинки с изо­бражениями:

•          лисы (зайца, кошки, газона...)       

  • облака (болота, капель ..)         
  • забора (шпал, перил, железнодорож­ного полотна...)
  • зеркала (окна, катка...)

2.Малыш смотрит на картинки и одновре­менно ощупывает дощечки, рассуждаяпримерно так: «Зеркало такое же гладкое, скользкое, прохладное».

3.Теперь уберите дощечки и предложите ребенку вспомнить, какая из них была первой, какая — второй и т.д.

Игра №6

Разложите дощечки по порядку, а над ними - картинки.

1.         Малыш разглядывает картинки и ощупывает дощечки, стараясь уловить между ни­
ми ассоциативную связь и запомнить ее.

Например:

  • Капля - ткань: когда выжимаю мокрую тряпку, с нее падает капля.
  • Ботинок-наждачная бумага: иду в бо­тинках по асфальту.
  • Платок - спички: платок висит на заборе.
    Обратите внимание! Смотреть можно только на картинку, а не на дощечку!

2.Малыш закрывает глаза и, ощупывая до­щечку, называет картинку.

3.С закрытыми глазами ребенок наугад вы­бирает дощечку и вспоминает соответ­ствующую ей картинку.

Игра №7

1.Разложите перед малышом ряд картинок.
Пусть рассмотрит их, пытаясь представить, каковы изображенные предметы на ощупь.

2.Уберите картинки. Задача ребенка – по памяти восстановить, в каком порядке они лежали. Количество картинок от игры к игре постепенно возрастает.

 

Игра №8

1.Ребенок раскладывает дощечки в любом порядке. Вы записываете номера дощечек
в том порядке, в каком их разложил ма­лыш.

2.Закрыв глаза, кроха ощупывает каждую дощечку, представляя себе образ и рас­сказывая о нем.

3.Перемешайте дощечки. Ребенок, вспом­нив образы и рассказы о них, восстанав­ливает ряд дощечек.

Игра N9

Предложите малышу разложить до­щечки, начиная с самой «неприятной». При этом пусть он опишет свои ощущения и по­пытается объяснить, чем эта дощечка непри­ятна. (Например, трогая дощечку №1, я вспоминаю собаку и расстраиваюсь, что мне ее не купили). Закончите ряд дощечкой, вызывающей самые приятные ощущения, объяснив их. (Например, трогая дощечку №2, я вспоминаю, что мне подарили вело­сипед, и я катаюсь на нем по дороге).

Игра№1О

1.Назовите ряд слов (не менее шести). Ма­лыш в это время ощупывает дощечки истроит ассоциативные связи.

2.Ребенок повторяет словесный ряд, ощу­пывая при этом дощечки (это помогает вспомнить слова).

Игра №11

1.Попросите малыша ощупать разные пред­меты.

2.Через некоторое время, скажем, на следу­ющий день, предложите ребенку вспом­нить, что именно он трогал, и рассказать о своих ощущениях. Например: диван мяг­кий; ручка от двери мягкая, холодная и твердая; стекло на окне скользкое, про­хладное и твердое и т.п.

Игра №12

1.Рассмотрите вместе с малышом картинку, где изображено много разных предме­тов, например лампа, стол, стакан с чаем, кактус, кресло, телевизор, тапочки, одеж­да, мокрые сапоги.

2.Попросите ответить на вопросы:

  • Какие предметы теплые, а какие - хо­лодные?
  • Какие предметы твердые, а какие -мягкие?
  • Какие предметы гладкие, шерохова­тые, колючие?

3.Уберите картинку и попросите ребенка вспомнить, опираясь на тактильную па­
мять, что на ней было изображено.

Если предложенные игры понравились вашему кребенку, вы вполне можете придумать свои, похожие. Единственное условие - что­бы соблюдался принцип ассоциатив­ной связи и игра проходила в весе­лой, доброжелательной атмосфере. Не скупитесь на похвалу и поощрения и не слишком переживайте   те из-за неудач!

Как учить стихотворения с дошкольниками

 

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются  запомнить и рассказать. При выборе стихотворения должны учитываться с одной стороны возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности, с другой стороны, должны быть и определенные требования и к самому художественному материалу. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем проще и определённые должен быть ритм стихотворения, проще и доступнее данные художественные образы. При выборе стихотворного материала надо  прежде всего обращаться к народному творчеству. Используются народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их образы знакомы детям.
1.    Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано взрослым выразительно (наизусть).
2.     После прочтения стихотворения говориться ребенку, что это стихотворение он будет заучивать наизусть. Затем взрослый еще раз читает стихотворение.
3.    Читается отдельно каждая строчка стихотворения. Ребенок проговаривает ее за взрослым.
4.    Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную  его мысль.
5.    После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку не понятны, в доступной форме объясняет их значение.
6.     Очень часто стихи используются для закрепления каких – то определенных звуков. Поэтому после проведения вышеописанной работы можно предложить и ряд специальных заданий по тексту: 
- выбрать слова из стихотворения на определенный звук, например слова, где есть звук Р;
- угадать, с каким звуком много слов в данном стихотворении (Мышь, мышь, ты что шуршишь? – много слов со звуком Ш).
- заканчивать строку, словом с нужным звуком.
7. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство ритма. Поэтому можно предлагать наряду с простым заучиванием стиха отхлопывать или отстукивать его ритм. Но при этом надо следить, чтобы сохранилась выразительность чтения.
                        
Учитель – дефектолог
высшей категории
Кошкарева О.А.

Система работы специализированной группы для детей с нарушением интеллекта.

 

Подготовка детей к успешному обучению, создание благоприятных условий для укрепления здоровья, интеллектуального развития осуществляется  при помощи целенаправленной, вдумчивой, систематичной и творческой работы. Данная работа очень важна при воспитании и обучении детей с органическим поражением центральной нервной системы (олигофрения в степени дебильности и легкой степени имбецильности).
    Коррекционная работа является важным звеном комплексного медико – педагогического воздействия на ребенка с особыми возможностями здоровья. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно – познавательную деятельность детей, способствует развитию их мышления.
    Для более четкой организации коррекционной работы в условиях специализированной группы дошкольного учреждения весь процесс обучения разделен на 3 этапа, с  поэтапными задачами интеллектуального и речевого развития детей.
    Основополагающим моментом такого обучения является возраст ребенка (от 4 до 7 лет включительно).  Период пребывания ребенка на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести интеллектуальных нарушений. Соответственно одни дети могут усваивать материал быстрее, другие – медленнее. Необходимо, чтобы ребенок находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им программного материала.
    Игры – занятия, подобранные в соответствии с возрастом и программой, стимулируют речевую функцию, речевое общение, совершенствуют процессы высшей нервной деятельности, интеллектуальные способности.
Особое место в коррекционной работе занимает развитие у детей сенсорного восприятия, так как оно является основой познания окружающей действительности, и успех работы по развитию интеллекта ребенка находится в прямой зависимости от уровня его сенсорного восприятия. Дети в процессе своей деятельности, в частности игры, знакомятся со свойствами и качествами окружающих предметов (формой,  цветом, величиной). Должное внимание уделяется развитию зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, пространственной ориентировки. Занятия по этим разделам проводятся на протяжении всех трех лет обучения со всеми детьми. 
На всех этапах обучения ведутся занятия преимущественно индивидуальные, так как в этом случае педагог – дефектолог имеет возможность выявить, учесть особенности психического развития каждого ребенка и в соответствии с полученными данными планировать его обучение и воспитание. При этом необходимо понимать, что индивидуальные занятия всегда продуктивнее групповых, однако и групповые занятия несут свои плюсы на всех этапах обучения.
Групповые занятия проводятся с детьми одного возраста и уровня интеллектуального развития с целью формирования у детей умения взаимодействовать друг с другом. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с интеллектуальными нарушениями, возникает необходимость менять виды деятельности в течение занятия. Игровой, дидактический материал дается в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми. Используются яркие игрушки, картинки, красочные дидактические пособия, способные привлечь внимание детей, заинтересовать их. Занятия проводятся в игровой форме на положительно – эмоциональной основе.
 В процессе обучения и воспитания детей вовлекаются и родители. С помощью специально подобранных педагогом заданий, консультаций они закрепляют полученные знания и умения дома. При этом необходимо четко соблюдать рекомендации специалиста по работе родителей с детьми.
Систематическое обучение, тесная связь педагогов и родителей, выполнение всех необходимых рекомендаций по работе с детьми, все это будет способствовать более успешному обучению и получению положительных результатов при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

                        Учитель-дефектолог
                        высшей категории
                        Щеглова Н.В.