Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ссылки

Сайт "ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДЕТИ"

http://персональныеданные.дети

Круглосуточная телефонная линия «Ребенок в опасности» - http://sledcom.ru/news/item/910257/.

Аналогичная телефонная линия функционирует в следственном комитете Самарской области – http://samara.sledcom.ru/news.

Наши партнёры

 


Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Опубликовать в социальных сетях

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Сведения об образовательной организации

 Цель и задачи МБУ

Воспитание физически и психически здоровой, эмоционально-благополучной, социально-активной и интеллектуально развитой личности с высокой степенью адаптации в современном мире; обеспечение равных стартовых возможностей продолжения образования на школьной ступени для детей с нормальным развитием и особыми образовательными потребностями.

 
КОНТАКТЫ
34-33-05
34-96-82,36-68-99
34-16-16, 34-16-70
chgard139@edu.tgl.ru

Самарская область, Тольятти, Автозаводский р-н, Приморский б-р, 17 (корпус № 1), ул. Юбилейная, 71

(корпус № 2)

МЭРИЯ Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Рекомендации логопеда

Советы родителям по развитию связной речи у дошкольников. Подготовила учитель-логопед: Садчикова И.Г.

Читаем вместе с детьми

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что кроме развивающего значения собственного чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством для сближения с детьми. Он писал; «Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки». Таким образом книга входит в жизнь даже самого маленького ребенка причем как объект его взаимодействия с родителями. Основная задача при знакомстве детей с литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к родной речи.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОДИТЕЛЕЙ В СЕМЬЕ:

 - Проявлять уважение к процессу чтения и относиться к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

- Следить за тем, чтобы в это время было тихо, и слушающего ребенка не отвлекал телевизор или громкие разговоры окружающих.
- Обращать внимание ребенка на выходные данные книги (автор, название, художник-иллюстратор).
- Стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, меняя тембр голоса в зависимости от развития действия и содержания произведения, делая перерывы для обсуждения и рассматривания иллюстраций.
- Стремиться к непринужденности и естественности при пересказе текста.
- Способствовать созданию в воображении ребенка образов и действий тех лиц, о которых им читают или рассказывают.
- Отличать какое большое достижение имеет ежедневное чтение в семье и постоянно интересоваться тем, что читали в детском саду.

Как совершенствовать технику чтения?

       Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит егографическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетания с живыми звуками.
Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя - четырьмя порциями по 5 -10 минут.
Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 - 9 часов, когда ребенок спит, он находится под их впечатлением.


 Гигиена чтения

- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз;

- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь;
- Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту.
- Если стул высокий, нужно класть на - сиденье подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц;
- Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает тень и мешает чтению;
- Нельзя читать, когда утомлены глаза;
- Нельзя читать до переутомления;
- Вредно читать сразу после еды - это мешает пищеварению.

 

Подготовила учитель – логопед

Костицына Светлана Александровна

 

Задержка в пути

 

Диагноз «задержка речевого развития» очень распространен. И у него не только физические, но и психологические причины.

Проблема с речью дошколят с каждым годом становится все более актуальной. Такого количества плохо говорящих или вообще не владеющих речью детишек, как в послед­ние 10 лет, не могут припом­нить ни педагоги, ни медики! И ставят малышам «задерж­ку речевого развития». Обте­каемость этого диагноза при­тупляет бдительность взрос­лых. Ну, задержалась речь, возможно, со временем все само собой наладится... А ес­ли нет? Лучше все же перест­раховаться и обратиться к специалистам! Проблемы с речью объясни­мы, если ребенок страдает се­рьезным недугом (таким, как аутизм, ДЦП, алалия). Одна­ко к врачам все чаще прихо­дят дети, которые вроде бы благополучны и здоровы, но... молчат.

НЕТ КОНТАКТА

Вам приходилось слышать выражение „неконтактный ребенок"? Так говорят о ма­лыше, который неохотно об­щается даже с близкими. „У, какой бука!" — говорит при­ятельница мамы, когда на во­прос „Как тебя зовут?" 3-лет­ний карапуз капризно наду­вает губы и прячет голову в подол маминой юбки. По­добный отказ от общения еще называют речевым нега­тивизмом. Он встречается отдельно или сопровождает такие речевые нарушения, как заикание, дислалия (не­правильное звукопроизношение), ринолалия (расщеп­ление нёба) и т.д. Упорное нежелание малыша вступать в контакт говорит либо об отсутствии навыков общения, либо о психологи­ческой травме. Может, маме было некогда разговаривать с ребенком или она является примером так называемой холодной мамы. Эти женщи­ны выполняют свои обязан­ности: кормят, купают и оде­вают кроху молча, без ласко­вых слов. Они оставляют без внимания робкие попытки ребенка продемонстрировать свои речевые способности, а потом удивляются: „Почему он растет молчуном?" Или малыш со своими бесконеч­ными вопросами и наивны­ми выводами просто раздра­жает уставшую маму, и она с досадой обрывает его. Пара таких случаев, и кроха уже не проявляет инициативы в общении... Или другой вари­ант: малыш пытается что-то сказать, но у него не все по­лучается — то ли слов не хва­тает, то ли эмоции захлесты­вают, да и звуки он не все на­учился правильно произно­сить. Выходит полный сум­бур, и ребята, с которыми он хотел заговорить, начинают смеяться. Кроха болезненно реагирует на насмешки, его самолюбие страдает... Полу­чив от подобного „общения" психологическую травму, малыш замыкается. Взрослые пытаются разбить стену молчания и вызывают ребенка на речевой контакт. Но это не так-то просто. Ма­лыш потерял уверенность в себе, а боязнь новых насме­шек словно накладывает на него печать молчания. Нако­нец ребенок отваживается вновь заговорить! И этот шаг обязательно должен найти у вас поддержку. Похвалите кроху: „Какой же ты моло­дец! И как здорово, оказыва­ется, умеешь говорить!" Рас­ширяйте речевую практику малыша: втягивайте его в разговор, просите подсказать якобы забытое вами слово. Это всегда срабатывает!

 ОХ УЖ ДЕФИЦИТ!

Условия жизни и атмосфера в доме тоже играют важную роль в формировании речи. Мама и папа Саши работали с раннего утра до позднего вечера, поэтому до 3 лет за ним присматривала бабушка. Старушка была глуховата и мало разговаривала с вну­ком. Она вовремя кормила Сашу, укладывала спать, гу­ляла с ним. Мальчик рос очень спокойным, здоровым, но молчаливым. В 3 года Са­шеньку решили отдать в са­дик. Родители начали соби­рать необходимые справки и у детского психоневролога впервые услышали диагноз „задержка речевого разви­тия". Саша стал посещать ло­гопедическую группу, а в вы­ходные дни с сыном занима­лась мама, следуя советам врача. Через два года речь Саши мало чем отличалась от речи сверстников. У Аленки с самого рождения все было самое лучшее: дет­ская комната, игрушки, теле­визор с огромным экраном. Малышка с удовольствием смотрела мультфильмы и сказки. Вот только в 3 года говорила мало и неохотно. Оно и понятно: с экранными героями не пообщаешься. Вот девочка и превратилась в пассивную слушательницу.

 ВНИМАНИЕ!

Иногда малыш упорно не го­ворит сам, но прекрасно по­нимает окружающих. Это еще полбеды, ведь ребенок может использовать жесты и мимику. А если кроха вооб­ще не проявляет желания вступить в контакт, не реагирует на обращенную к нему речь, не выполняет простей­шие поручения? Тут необхо­димо проверить слух ребен­ка, показав его отоларинго­логу и сурдопедагогу. Если они подтвердят, что с малы­шом все в порядке, сходите к детскому невропатологу. В любом случае не следует терять времени и пускать со­бытия на самотек. Маленько­му человечку необходима ва­ша поддержка для освоения каждой новой ступеньки умений, знаний и навыков. Чтобы ребенок в положенное время радовал близких стройной речью, надо пред­ставлять себе, что же способ­но этому помешать.

0-3 месяца. Кроха не реа­гирует на слова, не поворачи­вает голову на голос, у него нет „комплекса оживления", когда вы весело агукаете или играете с ним.

4-7 месяцев. Малыш не поворачивает головку к ис­точнику звука, не ищет его глазами, не лепечет.

8-12 месяцев. Ребенок не понимает обращенные к не­му слова, не может показать, где у него носик, глазки, ро­тик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа: „ма­ма", „дядя", „дай", „бух!".

1-2 года. Кроха не может ответить на вопросы: „Как тебя зовут?", „Куда ты идешь?", не показывает на картинке начизнакомых героев сказок, ког­да вы его об этом просите: „Покажи, где зайка", „Где си­дит белочка?" и т.д.

2-3 года. Малыш не идет на речевой контакт с вами, путается в пространстве: где верх, низ, впереди, сзади; не может выполнить поэтапно задание, состоящее из 2-3 частей:   „Возьми   на   столе книгу и отнеси ее бабушке в спальню" (при этом кроха берет или не тот предмет, или относит книгу совсем не по назначению).

3-4 года. У ребенка мно­жественные нарушения звукопроизношения, он не мо­жет построить простую фра­зу из 4-5 слов; в устной речи у него ошибки в употребле­нии предлогов, в согласова­нии слов; не получается со­ставить коротенький рассказ по картинке.

5-6 лет. Некоторые звуки самостоятельно так и не по­явились, или их звучание не соответствует норме. Ребе­нок испытывает большие не­удобства в общении, у него отмечается „страх речи".
Если что-то из перечислен­ного имеет отношение к ва­шему малышу, важно вовре­мя обратить внимание на проблему. Самое главное — не впадайте в панику. Ваша любовь и занятия ребенка со специалистами исправят лю­бую ситуацию.          

 МАЛЕНЬКИЙ БАЛОВЕНЬ

Когда ребенок — единствен­ный в семье, нередко по пер­вому требованию исполняют­ся все его капризы. Малыш остановит взгляд на каком-нибудь предмете, и тот сразу же вкладывают ему в руку. Зачем прилагать усилия, если окружающие понимают тебя без слов! Поначалу молчание таких „речевых лентяев" уми­ляет, но потом близкие начинают бить тревогу. Что де­лать? Побудите малыша про­изнести просьбу. Не получив желаемого привычным, „мол­чаливым" способом, кроха расстроится. А вы сделайте вид, что не понимаете его жестов, и спокойно попроси­те все сказать словами. По­сле нескольких таких уловок ваш упрямец поймет, что по­ра использовать слова!